Вот ориджи-ориджи, да, над ними работают, иллюстрации рисуют, пишут, это огромный труд. Собственно, многочисленные ориджи я и вспомнила, когда узнала об одном художнике.
На самом деле, им я восхищаюсь уже давно, не столько им даже, сколько его долгой и кропотливой работой, его, как бы сказать, целеустремлённостью и преданностью своему делу.
Так вот, жил был такой человек по имени Генри Дарджер (Даргер?), который по жизни много страдал. И мать умерла, когда он был маленьким, и в приют для мальчиков его сдали, когда отец был вынужден уехать, а потом ему вообще был поставлен диагноз - слабоумие. Из приюта он благополучно сбежал в 16 лет, тогда это был 1908 год, после чего где-то 50 лет проработал в католической больнице. Отец его умер уже к тому времени. Всю жизнь он прожил в одиночестве в комнатке на втором этаже одного дома в Чикаго и в принципе ничем не выделялся.
Прославился он только после своей смерти, когда в его квартире был обнаружен огромный многолетний труд: написанная и иллюстрированная им же повесть с невообразимым названием: The Story of the Vivian Girls, in what is Known as the Realms of the Unreal, of the Glandeco-Angelinian War Storm, Caused by the Child Slave Rebellion.
И совершенно невообразимого объёма: пятнадцать тысяч страниц. 15 143, если точнее.
Прославился он ещё скорее за счёт своих иллюстраций к своей повести: не имея художественного образования, он использовал метод той самой горячо ненавистной обводки изображений из журналов, каталогов и прочего, создавая при этом невероятного размера иллюстрации в акварели, коих, вроде бы, несколько сотен штук накопилось за всё время. Масштабность этих иллюстраций лично меня поражает:
Сюжет повести описывает события на выдуманной планете, спутником или "луной" которой является Земля и заключается в борье семерых сестёр, Vivian sisters, маленьких девочек, против детских рабовладельцев. Разворачивающиеся войны полны самых разных деталей, даже элементы фэнтэзи присутствуют, сам художник владел огромным количеством информации о войнах, что видимо и повлияло на это в какой-то степени. Главные герои - дети - изображены как существа чистые, тогда как взрослые изображаются как средоточие зла. При этом на некоторых иллюстрациях, где присутсвуют обнажённые дети, у нескольких девочек можно разглядеть мужские половые органы, и вот неясно, целенаправленно ли он их изобразил или он просто не знал, как устроено женское тело.
Собственно, Дарджер/Даргер прославился благодаря этим иллюстрациям как так называемый художник-аутсайдер. Аутсайдерами называют людей, по большей части страдающих какими-то ментальными отклонениями, душевнобольных, проще говоря, которые занимаются творчеством самостоятельно, изолируя себя от каких-либо художественных сообществ. Им не знакомы какие-либо правила рисования, к профессиональным художникам они не имеют никакого отношения, они практически всегда самоучки. Тем не менее они полностью посвящают себя творчеству, творят, потому что они просто-напросто живут этим. Вроде бы в Сан-Франциско целый центр есть, посвящённый тому, чтобы люди с такими отклонениями приходили и просто занимались творчеством. И они настолько счастливы от этого, что невольно хочется брать с них пример.
У них далеко не самое лучшее качество работ. Но та страсть, с которой они творят, их работы, они почему-то заставляют задуматься, лично меня, по крайней мере. Их работы интересны по-своему, на них можно смотреть не столько с точки зрения художественной ценности, сколько с учётом индивидуальности каждого такого человека. Причём тут ни разу не действует излюбленная психологическая методика определения характера человека по тому, что они рисует, сейчас это наоборот считается очень устаревшей техникой.
Почему я вспомнила про ориджи? Потому что я по-хорошему завидую усидчивости таких людей, как этот художник. Потому что я думаю, как часто я отвлекаюсь, рисую что-то не по делу, как скованно себя чувствую, когда не получается нарисовать так, как у меня в голове. И я очень бы хотела чувствовать себя так же свободно, как эти люди, по-максимуму погружаясь в процесс, не думая о чём-то ином, не думая о том, а как это будет выглядеть в законченном варианте.